Перейти к содержимому

Зачем Казахстану Соглашение ЕАЭС по аудиту?

Интеграция в рамках ЕАЭС обретает особое значение для Казахстана, в особенности с учетом геополитической ситуации. Очевидно, что в этих условиях Казахстану необходимо более внимательно анализировать последствия от ратификации различных соглашений.

К сожалению, приходится констатировать, что государственные органы не учитывают интересы казахстанского бизнеса и не могут отстоять его интересы в Евразийской экономической комиссии. Один из таких примеров – Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС (далее – Соглашение). Возможно, что в прошлом это Соглашение действительно сыграло бы свою положительную роль – и казахстанские аудиторы смогли бы получить от него выгоду. Сейчас же, вкупе с негативными изменениями, которые произошли в казахстанском законодательстве, говорить о положительном эффекте не приходится.

Коллегия аудиторов обращала внимание Министерства финансов на отсутствие оценки последствий ратификации Соглашения, направив соответствующие замечания к проекту Закона о ратификации. Но по сложившейся практике, государственный орган ограничивался отпиской, после чего мы были вынуждены вынести эту проблему в публичное поле.

Последовавший ответ Министерства финансов в виде публикаций в СМИ в очередной раз показал, что ничего кроме лозунгов сотрудники министерства предложить не могут: анализ до сих пор не проведен, а наши доводы не опровергнуты.

Активное обсуждения проекта Соглашения началось в 2016 году. Встречи и рабочие группы с заинтересованными сторонами действительно были. Однако, говорить о том, что мнение профессиональных аудиторских организаций учитывалось, можно только с определенной долей лукавства. К сожалению, Министерство финансов не заинтересовано в обсуждении волнующих общественность вопросов, а только создает его видимость. Впрочем, даже при этом, Коллегии аудиторов удалось добиться сохранения для Казахстана требований по численности аудиторов в аудиторской организации. По сути, это единственная норма, учитывающая интересы Казахстана – по другим вопросам Министерство финансов было не так сговорчиво. Напомним, что сейчас для получения лицензии и осуществления деятельности, аудиторской организации необходимо иметь в штате двух аудиторов. Проектом Соглашения было предусмотрено увеличение минимального количества аудиторов до трех, что повлекло бы сокращение аудиторских организаций в Казахстане.

К сожалению, основная роль Министерства финансов свелась к включению любой ценой в Соглашение нормы, позволяющей министерству создать профессиональный совет по аудиторской деятельности. Именно поэтому, текст Соглашения до сих пор вызывает вопросы.

Складывается впечатление, что Министерство финансов не осознает для чего нужно само Соглашение и к каким последствиям приведет его ратификация. Это хорошо видно в пояснительной записке к проекту постановления Правительства РК «О проекте Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза».

Например, в п. 4 «Предполагаемые последствия в случае принятия проекта» говорится, что его принятие не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий. Очевидно, что при открытии доступа к казахстанскому рынку, клиентская база казахстанских аудиторских организаций сократится, со всеми вытекающими отрицательными социально-экономическими последствиями. Вызывает большие сомнения в том, что это сокращение сможет быть восполнено за счет рынка других стран.

Еще необходимо заметить, что в России с 1 января 2023 года обязательный аудит отменяется во всех акционерных обществах кроме публичных обществ. Учитывая санкционную политику, которая проводится против РФ, рынок аудиторских услуг у северного соседа будет только уменьшатся. Как следствие – для аудиторских организаций России это станет стимулом для поиска и выхода на новые рынки. Очень кстати релокация российских организаций – потенциальных пользователей аудиторских услуг. То есть, российским аудиторам даже не придется искать работу на территории Казахстана – клиенты уже здесь. Ратификация Соглашения даст толчок этому процессу. При этом, допустит ли Россия до своего рынка иностранные аудиторские организации даже при наличии ратификации – большой вопрос.

В п. 5 «Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов» сказано, что целью Проекта является внесение на рассмотрение Мажилиса Парламента РК проекта Закона РК «О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза». Из этого следует, что Министерство финансов не осознает целей (либо скрывает их), а уж тем более и результатов от ратификации.

Все указывает на чистый формализм со стороны госоргана при составлении пояснительной записки.

Следует отметить, что аудиторская деятельность в Казахстане была и остается самой зарегулированной из государств-членов ЕАЭС (лицензирование, аккредитация, аттестация, отчетность и т.д.). С появлением аффилированного с Минфином профессионального совета по аудиторской деятельности – монопольного оператора, дублирующего функции, относящиеся к компетенции Министерства финансов, – госорган и вовсе перешел все разумные рамки в регулировании аудита. Например, Минфин и профессиональный совет дублирует следующие функции:

– утверждение требований к объектам внешнего контроля качества;

– рассмотрение обращений в отношении профессиональных организаций, аудиторских организаций и аудиторов;

– разработка и утверждение порядка проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций;

– взаимодействие с органами прокуратуры и уголовного преследования при проведении внешнего контроля качества аудиторских организаций и пр.

Как уже отмечалось, вся работа, которая проводилась Минфином была направлена на продвижение идеи создания и укрепления статуса профессионального совета по аудиторской деятельности путем закрепления его в статьях Соглашения. Об этом свидетельствуют письма Министерства финансов в Евразийскую экономическую комиссию.

При этом, и помимо создания «клуба по интересам», которым является профессиональный совет, ратификация Соглашения повлечет за собой усиление регуляторной нагрузки, несмотря на то, что Министерство финансов заявляет обратное.

По всей видимости, сотрудники министерства так и не осилили текст Соглашения. Казахстан будет вынужден ввести дополнительные требования, которые будут распространятся на все аудиторские организации, вне зависимости от того, будут ли они выходить на рынки ЕАЭС или нет.

Действительно, статьей 32 Соглашения «Особенности внутреннего регулирования аудиторской деятельности» предусмотрены исключения по требованиям к аудиторским организациям Казахстана, которые не планируют выход на рынок аудиторских услуг государств-членов ЕАЭС. К таким исключениям относятся только требования по количеству аудиторов в штате аудиторской организации и запрет на оказание оценочных услуг аудиторскими организациями на территории Казахстана. Остальные требования, предусмотренные Соглашением обязательны для исполнения.

Рассмотрим на небольшом примере, как одна неприметная статья Соглашения повлечет за собой регуляторные последствия. Например, Соглашением предусмотрено наличие у каждой аудиторской организации официального сайта. Значит, требование по сайту будет включено в лицензионные требования к аудиторским организациям. Это повлечет дополнительную нагрузку в виде регистрации домена, разработку, поддержку сайта, услуги хостинга и т.д. Для многих организаций это будет дополнительной, а главное – навязанной статьей расходов. К этому добавится еще одна контрольная функция Комитета внутреннего государственного аудита – проверка наличия и работы сайта, – а с ней и административная ответственность.

Еще один пример – Соглашением вводится административный штраф за несвоевременное уведомление об изменении сведений органа, осуществляющего ведение реестра аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов. Значит, к существующим 6 (шести) отчетам аудиторских организаций, будет добавлен еще один. И это, не считая налоговой и статистической отчетности, обязательной для всех организаций. Сейчас в КоАП РК есть четыре статьи, предусматривающие ответственность за несвоевременную сдачу отчетности, – к ней добавится еще одна.

Ко всему прочему, для реализации Соглашения Минфин будет наделен правом запрашивать у аудиторских организаций, аудиторов, профессиональных объединений аудиторов необходимые информацию и документы. Какую информацию и документы Минфин может посчитать необходимой – в Соглашение ЕАЭС не раскрывается. Ко всему прочему, эта дополнительная контрольная функция повлечет за собой дополнительную ответственность аудиторов.

И это далеко не все примеры повышения регуляторной нагрузки на бизнес в результате необдуманной ратификации.

Еще один вопрос касается увеличения количества экзаменов для получения квалификационного свидетельства «аудитор» в следствии ратификации Соглашения.

Минфин утверждает, что нынешний перечень дисциплин не претерпит изменений.

Интересно какая из дисциплин, предусмотренных Правилами проведения аттестации кандидатов в аудиторы по мнению Министерства финансов включает в себя проверку уровня теоретических знаний в следующих областях:

– информационные технологии и компьютерные системы;

– математику, статистику;

– микроэкономику.

Напомним, что сейчас перечень дисциплин по аттестации аудиторов выглядит следующим образом:

финансовый учет и отчетность по международным стандартам финансовой отчетности;

управленческий учет;

финансы и финансовый менеджмент;

налоги;

право (гражданское право, банковское дело, страховое и пенсионное законодательство);

этика;

аудит.

Отметим, что приказ не устанавливает требований о том, какие области теоретических знаний должны учитываться в той или иной дисциплине при формировании модульного задания для экзамена. Следовательно, после ратификации Соглашения данные требования должны быть учтены и внесены в законодательство государств-членов, т.к. Соглашением прописаны требования в каких областях должна проходить проверка уровня теоретических знаний, а именно в статье 7 «Квалификационный экзамен».

Имеет ли смысл включать дисциплины, имеющиеся в программе любого вуза? Мы поднимали этот вопрос во время обсуждения Соглашения, но Минфин отклонил наши предложения, без объяснения причин. В принципе, статья, устанавливающая перечень дисциплин по аттестации аудиторов, на наш взгляд, не имеет смысла.

В заключение отметим, что аудиторы не против интеграций в рамках Евразийского экономического союза, но принятие Соглашения в сегодняшних условиях является преждевременным, с учетом того, что по сегодняшний день не решен вопрос с профессиональным советом по аудиторской деятельности. Введение дополнительного регулятора ставит аудиторские организации Казахстана в неравное положение с другими организациями государств-членов ЕАЭС. Это безусловно скажется на конкурентоспособности казахстанских аудиторов.

Не следует забывать и санкционную политику в отношении России. Например, вполне возможен вариант с введением запрета России переводить МСФО и МСА на русский язык, что сделает невозможным их применение на территории России. Что в этом случае сделает Казахстан? Признает российские стандарты бухгалтерского учета и аудита, отменив международные стандарты?

Необходимо понимать, что институт аудита должен быть в первую очередь независимым и, следовательно, должен строиться на принципах саморегулирования.

Лучшая защита казахстанского рынка – развитие конкуренции. Очевидно, что попытки зарегулировать отрасль только снижают конкуренцию, что способствует монополизации рынка и развитию коррупции. Складывается впечатление, что

Поэтому, первоочередной задачей должно являться устранение профессионального совета по аудиторской деятельности. Соответственно, ратификация Соглашения должна быть отложена до законодательных изменений в Казахстане.

Далее, необходимо повторно пересмотреть положения Соглашения. В частности, исключить непрофильные дисциплины, такие как математику, статистику и микроэкономику, исключить из Соглашения ЕАЭС требования по численности аудиторов в аудиторской организации.

Требования к аудиторским организациям Казахстана должны устанавливаться только внутренним законодательством.

В заключении отметим, что действия Министерства финансов, пытающегося оживить курируемый им мертворожденный профессиональный совет, желание побыстрее ратифицировать Соглашение, создают впечатление намеренного искоренения конкуренции в аудите, в угоду иностранным аудиторам.

 

Источник: ИС Параграф