Казахстан ратифицирует соглашение об аудиторской деятельности в ЕАЭС, и местный бизнес готовится «похоронить» 76% своих аудиторов. Об этом сообщает GlobalNews.
Ситуация выглядит парадоксально – при всех видимых преимуществах евразийства отдельные виды бизнеса попросту не переживут наплыва российских конкурентов. Все просто: местных задавят количеством снаружи, притом что изнутри их планомерно выедают государственными барьерами.
«Забота» за гранью фантастики
Вокруг соглашения ЕАЭС об аудиторской деятельности страсти кипят с 2022 года. Год назад казахстанским аудиторам удалось убедить администрацию президента в том, что ратификацию документа следует отложить до 2026 года, ну или по крайней мере до внесения поправок в наш местный закон, который сильно тормозит развитие внутреннего рынка аудиторских услуг.
Мы направляли свои возражения к проекту Закона РК о ратификации Соглашения и указывали, что Министерство финансов не показало социально-экономические эффект и последствия от его ратификации. Нам обещали включить такой анализ в пояснительную записку к проекту, однако это так и не было сделано. Аналогичные вопросы уже в 2023 году поднимались некоторыми депутатами мажилиса,
говорит зампредседателя правления Коллегии аудиторов Казахстана, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности Данияр Нурсеитов.
Вот, например, одно из таких высказываний.
«Хочу отметить, что из-за таких ратификаций мы отдали весь свой внутренний рынок соседним странам. Из-за другой такой же ратификации в последние 3-4 года все старые машины Союза находятся в нашей стране. Например, «Жигули», «Москвичи», «Волги». Мы утверждаем, что не ввозим машины ниже Евро-4, но позволяем покупать старые машины из стран Союза. Все из-за того, что раньше мы ратифицировали похожее соглашение. Больше 70% всего внутреннего рынка по перевозке продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов занимают иностранные перевозчики. Снова из-за такой же ратификации.
Мы даже не в состоянии полностью обеспечить работой своих аудиторов, но все равно хотим открыть свой рынок соседним странам. Завтра, после ратификации этого соглашения, наши местные аудиторские компании начнут задыхаться. Мы должны защищать наших аудиторов
В послании Президента от 1 сентября 2023 года говорится, что мы должны усилить защиту со стороны государства, поэтому мы не должны забывать об этом. Прошу вас обратить внимание на эти вопросы», — 4 октября на заседании в мажилисе отметил депутат Болатбек Нажметдинулы.
Но вразумительных ответов госоргана не последовало, что не помешало Минфину все-таки провести соглашение через мажилис. Выглядит вроде странно, но на самом деле ничего странного: мажилисменов, действительно адекватно оценивающих все «прелести» евразийства, в созыве гораздо меньше тех, кто не против бросать своих под танки так называемой евразийской конкуренции. Проявление присущего Казахстану синдрома отважных камикадзе.
Светлая память вместо светлого будущего
Мы ждали поправок, которые должны были ликвидировать профсовет по аудиторской деятельности при Минфине, который с 2021 года не выпустил ни одного нового аудитора, зато повлиял на сокращение числа аудиторских организаций. Мы думаем, поправки так и не были внесены в закон благодаря противодействию вице-министра финансов Даурена Кенбеила, так как он в ведомстве одновременно и возглавляет профсовет, и курирует аудит, бухучет, оценку и госзакупки,
– отметил Нурсеитов.
По его словам, кроме очевидной министерской спешки с ратификацией соглашения активность проявляли и в соседней России.
— Ратификация соглашения в Казахстане совпала с началом обсуждения 28 сентября правительством РФ и Центробанком вопроса работы российских аудиторов в «дружественных странах». А инициатор – российская саморегулируемая организация «Содружество» — прямо заявляет, что решение госорганов РФ позволит расширить присутствие аудиторских фирм в дружественных странах и «создавать международные группы, подконтрольные российским аудиторским компаниям». Палата аудиторов Казахстана – близкий партнер этого российского объединения, она и учредила профсовет, ставший барьером для свободной аудиторской деятельности. Выглядит как подготовка к экспансии российских аудиторов в Казахстан, — сказал эксперт.
Коллегия аудиторов Казахстана отмечает, что не против евразийской интеграции и даже не против ратификации различных соглашений об общих рынках, но к этому как минимум должны быть готовы местные казахстанские субъекты бизнеса. А они не готовы.
По прогнозам НИИ, с приходом российских аудиторов в Казахстан потери местных составят 60% рынка, а 76% аудиторских организаций Казахстана прекратят свое существование
Объем рынка аудиторских услуг России составляет 318 млрд тенге (перерасчет на нашу валюту для удобства понимания), казахстанского – около 12 млрд тенге. Потери российских аудиторов из-за санкций в 2023 году составят от 3 до 6 млрд тенге. Компенсация этих потерь на «дружественном» рынке, да еще и под личиной евразийства, — прекрасный ход. Главное, что сам «дружественный» рынок не особо возражает, за исключением отдельных говорящих голов.
Это не конкуренция, это риски
На что местные аудиторы обращают внимание больше всего? На возможные риски при захвате этого вида деятельности российскими коллегами.
Аудит обеспечивает экономическую безопасность предприятия в разрезе налоговых, экономико-правовых, финансовых, имущественных и информационных рисков. Несмотря на небольшое количество аудиторов в Казахстане, их влияние на экономику существенно как с точки зрения достоверности финансовой отчетности отдельных компаний, так и с точки зрения объективности отражения финансового положения страны в целом. Наш НИИ выявил, например, что около 30% финансовой отчетности компаний фонда «Самрук-Казына» могут иметь существенные искажения, напрямую влияющие на бюджет и Нацфонд. Председатель Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова также заявляла о существенных искажениях в отражении активов государства, доходящих до триллиона тенге. Искажения в консолидированной финансовой отчетности и квазигоссектора, в частности, связано с отсутствием независимости аудиторов и аудиторских организаций от Минфина,
отмечает Данияр Нурсеитов.
Допуск российских аудиторов на казахстанский рынок, по мнению эксперта, повлечет за собой вывод капитала в Россию, что неизбежно отразится на поступлении налогов в бюджет Казахстана. Это не говоря уже об угрозе вторичных санкций. И привел в пример слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что «Россия укрепляет экономики стран Евразийского экономического союза для успешного противодействия западным санкциям».
— Доступ российских аудиторов на рынок Казахстана заметно будет препятствовать инвестициям из других стран, а это усилит зависимость Казахстана от России и Китая, — говорит эксперт.
Действительно, если проанализировать различные интеграционные соглашения в рамках ЕАЭС, а также обратить внимание на то, как активно развивается двусторонний формат экономического сотрудничества России с тем же Узбекистаном вне рамок евразийства, то можно прийти к выводу: для российской экономики, явно большей и гораздо более сильной, чем в других странах ЕАЭС, союз – лишь инструмент для беспрепятственного захвата соседних рынков. Ни о каких принципах равенства объективно говорить не приходится.
Кому-то привилегии, другим — барьеры
Причем ратифицируемое Соглашение по аудиторской деятельности – далеко не единственный документ евразийства с явно негативными перспективами для Казахстана.
Сертификаты соответствия техническим регламентам ЕАЭС стали инструментом по ограничению конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере подтверждения соответствия продукции, например. Российские компании начинают доминировать во всех сферах, за исключением тех, в которых нет ратифицированных соглашений. Любопытно, но количество российских IT-предприятий в Казахстане 2022 году выросло в 3 раза (с 415 до 1,1 тысячи), но при этом с 2016 года правительство России своим постановлением создало барьер для казахстанских поставщиков программного обеспечения на российском рынке государственных закупок. Россией созданы и другие ограничения в сфере закупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. Например, в 2020 году приняты законы, по которым РФ может устанавливать лимит на долю госзакупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. Казахстанскими правилами госзакупок такие ограничения не предусмотрены,
говорит исполнительный директор Института аудиторских организаций и аудиторов Казахстана Гульмира Жармухамбетова.
Примерно такое же развитие событий Казахстан ждет в 2025 году, когда начнет действовать единый энергетический рынок ЕАЭС. Маркировка товаров и новая подакцизная продукция в евразийстве – также предмет острых дискуссий в госорганах. Но казахстанские чиновники продолжают делать вид, что интеграция в нынешнем виде – отличная возможность для казахстанского бизнеса беспрепятственно выходить на другие рынки. Теоретически – да, но казахстанские товары и услуги неконкурентоспособны по стоимости, а вот Россия субсидирует по всем фронтам своих производителей, благодаря чему даже длинная логистика все равно оставляет российские товары более «вкусными» по ценам на соседних рынках.
Сейчас Казахстан интересен России и как перевалочная база для поставок санкционных товаров. Но хотя бы здесь мы показали зубы. Пару недель назад вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев в кулуарах мажилиса упомянул ограничение реэкспорта в Россию 106 различных товаров военного назначения. Там казахстанского содержания совсем немного, поэтому на самочувствии местного бизнеса вообще никак не сказывается, чисто политический вопрос. В остальном продолжаем демонстрировать мягкотелость и неспособность защищать свои экономические интересы.
Александра Алёхова