Перейти к содержимому

Аудиторы: один в поле не воин

Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда» (http://www.kazpravda.kz)

В успешном выполнении ежегодного Послания Президента народу Казахстана заинтересованы все социальные слои населения, государственные органы, предпринимательские структуры. В документе не оставлены без внимания вопросы, касающиеся благосостояния граждан, развития предпринимательства и финансового сектора экономики, обеспечения конкурентоспособности субъектов рынка. Важнейшая составляющая финансов и бизнеса — аудиторская деятельность.
Аудиторы: один в поле не воин

Несмотря на ограниченную численность аудиторов и аудиторских организаций, к результатам их деятельности всегда повышенное внимание. Это связано с высоким уровнем установленного общественного доверия к аудиторским отчетам. Отчету аудитора доверяет государство, это проявляется в том, что для многих предприятий, в том числе национальных компаний и АО, установлены требования о прохождении аудита. Обязательный аудит требуется для организаций — участников фондового рынка, участников тендеров по государственным закупкам, организаций, кредитуемых банками.
Пользователи финансовой и аудиторской отчетности, а также государство вправе требовать от аудита высокого профессионализма. Профессионализм аудитора заключается не только в его образованности, опыте, честности, но и в его независимости. К сожалению, само развитие аудита в стране в последние годы стало зависимо от многих причин, случайными которые назвать трудно. Многие годы организации малого бизнеса находились и находятся под покровительством государства. Аудиторские организации по своим критериям как раз и относятся к субъектам малого предпринимательства. В то же время на протяжении нескольких лет обозначилась устойчивая тенденция в ограничении этого вида предпринимательской деятельности. Парадоксальность этого явления заключается в том, что аудиторская деятельность стала являться объектом «саморегулирования», то есть государственное влияние ограничивается только лицензированием. На первый взгляд, это и есть предел мечтаний предпринимателя. Но жизнь показала, что важно и то, в какие руки попадет такое «саморегулирование».
Роль государства в аудите ограничивается сейчас только присутствием в качестве наблюдателей на квалификационных аудиторских экзаменах представителей министерств и ведомств. Для аудиторских организаций был установлен критерий численности аудиторов в одной организации. Их должно быть три вместо ранее существовавшей нормы в два аудитора. В каждой аудиторской организации наряду с двумя-тремя аудиторами работало по десять-пятнадцать бухгалтеров-специалистов, на которых, собственно, и лежала основная нагрузка. И организация, не выдержавшая этот критерий численности, сдает лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторы уходят в другие организации, сама организация прекращает существование, несмотря на 10—15-летний стаж, наработанные связи и тому подобное. Вопрос: что делать оставшимся специалистам, которым, кстати, не 20—30 лет и трудоустройство которых с каждым годом будет все проблематичнее? Ответ очевиден: в результате такого «укрупнения» процентов 30—40 из них остается не удел. У нас же в итоге из 229 аудиторских организаций осталось 137 организаций. В Законе «О частном предпринимательстве» перечислены организации, которые не признаются субъектами малого предпринимательства. Это банки, нефтегазодобывающие компании, предприятия игорного бизнеса. К ним же причислены и аудиторские организации. Это позволило вывести их из-под государственной защиты, несмотря на то что в стране всего 476 аудиторов, то есть меньше, чем в одном банке сотрудников или в одной нефтяной компании работников.
Реально обозначились предпосылки к монополизации рынка аудиторских услуг, заключающиеся в ограничении части аудиторских организаций к допуску к осуществлению аудиторской деятельности. В закон о госзакупках вводится норма о допуске к аудиту только организаций — членов Международной федерации бухгалтеров, находящейся, кстати, за рубежом. Что это за организации и какое отношение эта федерация имеет к казахстанским государственным закупкам, с чьей подачи эта норма оказалась в законе, аудиторы так и не поняли. В Казахстане более десяти законов, в которых в большей или меньшей мере регулируются вопросы аудита, начиная с предприятий гражданской авиации и заканчивая производственными кооперативами и хлебоприемными пунктами. Аудит оказался такой сферой, где регулированием может заниматься кто угодно.
Давление на казахстанские аудиторские организации этим не ограничилось. Наши аудиторские организации не имеют право открывать дочерние компании — это запрещено законом. Аудиторы в отличие от граждан других профессий не имеют права быть учредителями более одной аудиторской организации. Понятно, что это тормозит открытие новых организаций в Казахстане. С другой стороны, открытие дочерних организаций позволяется иностранным аудиторским организациям, для них в Казахстане таких ограничений нет. Получается, у казахстанских аудиторских организаций нет будущего. Кто заинтересован в том, чтобы казахстанские аудиторские организации не имели своего продолжения? При этом каждое ограничение обосновывалось борьбой за качество аудита и заботой о сохранении независимости аудиторов. Еще один парадокс — ограничения устанавливались от имени самих аудиторов, которые узнавали о новых правилах самыми последними.
Появляются условия, устанавливающие препятствия для большинства казахстанских аудиторов в виде различных квалификационных требований для аудита организаций – участников фондовой биржи, участников тендеров по госзакупкам и так далее. В итоге, по информации Министерства финансов, более семидесяти процентов казахстанских организаций аудируют иностранные аудиторские компании, а цены на аудит возросли в несколько раз.
Привлекает внимание правовая незащищенность аудиторов. Они могут быть лишены своего свидетельства аудитора решением квалификационной комиссии. Причины могут быть самые разнообразные, вплоть до нарушения этики аудитора. Лишение свидетельства происходит простым голосованием нескольких других аудиторов. Только потом, после аннулирования свидетельства, дающего право на осуществление аудиторской деятельности, бывший аудитор может обратиться за защитой в суд. Министерство финансов обратило внимание на ненормальную ситуацию с казахстанским аудитом. Этому свидетельствует то, что в Мажилисе Парламента обсуждается проект изменений и дополнений в закон об аудите, который предполагает совместную с профессиональными организациями работу по выходу из создавшейся ситуации.
Проект закона прошел все необходимые этапы согласований. Но у него есть и противники, убежденные, в том, что создавшаяся ситуация — это и есть настоящие рыночные отношения. Нормальными такие отношения назвать трудно. Сегодня в Казахстане более 7 000 субъектов, для которых аудит обязателен, а аудиторских организаций становится все меньше и меньше. Самих аудиторов за два года увеличилось всего лишь на 11 человек. Например, в соседней России в десять раз больше трудоспособного населения, чем в Казахстане. При этом в России около 37 тысяч аудиторов, в Казахстане около пятисот. В Малайзии — более трех тысяч аудиторов, в Великобритании более 250 тысяч бухгалтеров-аудиторов.
«Развитый предпринимательский сектор — это основа экономики любой страны» — сказано в Послании Президента. Подчеркивается роль стимулирования конкурентоспособности малого предпринимательства. Условия, в которых аудит оказался, не позволяют ему стать развитым предпринимательским сектором, а отлучение аудиторских организаций из состава субъектов малого предпринимательства может сыграть определяющую роль. Любое административное взыскание может поставить точку. Аудиторская организация — субъект малого предпринимательства, а штраф для нее, как для субъекта среднего или крупного бизнеса.
В Послании говорится: «Социальная политика государства может быть эффективной только в том случае, если она нацелена на создание рабочих мест и вовлечение трудоспособного населения в экономику страны». Прекращение деятельности около половины аудиторских организаций привело к тому, что работники этих организаций были лишены своих рабочих мест. Но не все потеряно. Программа развития аудита разработана Минфином, она воплотилась в проекте закона об изменениях и дополнениях в действующий Закон «Об аудиторской деятельности». Его принятие дает возможность развиваться аудиту без непредсказуемости и неожиданностей.

Эреуль НУРСЕИТОВ,
председатель правления
ПАО «Коллегия аудиторов»,
директор фирмы «Финаудит»