Перейти к содержимому

О позиции ПАО «Коллегия аудиторов» к законопроекту по аудиту

Состояние аудиторской деятельности в Казахстане свидетельствует о том, что, для ее укрепления требуется обновление законодательной базы, регулирующей эту сферу деятельности. Действующий Закон об аудите нуждается в пересмотре ряда норм. В целом законопроект об изменениях и дополнениях в Закон РК «Об аудиторской деятельности» направлен на устранение несоответствий, препятствующих укреплению этого вида предпринимательской деятельности.

Высокий уровень общественного доверия к аудиторским отчетам, имея в виду, что этому документу доверяет любой государственный орган, налагает на аудиторов соответствующую ответственность. Поэтому, профессиональные организации аудиторов, совместно с уполномоченными государственными органами должны решить ряд вопросов, препятствующих укреплению доверия к результатам аудиторской деятельности. Не рассматривая детально недостатки действующей редакции Закона, можем отметить, что Законопроект в целом эти недостатки устраняет.

С принятием действующей редакции Закона ряд аудиторских организаций вынуждены были закрыться, т.е. аудиторы были ущемлены в своих правах на свободу предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что политика государства направлена на защиту частного и особенно малого предпринимательства, аудиторы лишены такой защиты. Законом РК «О частном предпринимательстве» аудиторские организации не признаются субъектами малого предпринимательства, хотя почти все они по своим критериям относятся к малому предпринимательству.

Количество аудиторов в стране меньше, чем сотрудников одного банка, нефтедобывающей компании, с которыми уровняли аудиторские организации. Более десяти законов регулируют аудиторскую деятельность, включающие требования и правила, не предусмотренные законом об аудите. Существуют даже заведомо неработающие нормы.

Например, Законом «О государственных закупках» установлено требование для аудиторских организаций для допуска к аудиту членство в МФБ. Аудиторская организация по определению Закона об аудите является коммерческой организацией, тогда как МФБ объединяет общественные организации аудиторов. Таким образом, в Казахстане нет ни одной аудиторской организации, соответствующей этой норме.

Развитие аудита невозможно без появления новых аудиторов, новых аудиторских организаций. Количественные критерии для аудиторских организаций привели к тому, что часть аудиторских организаций закрылась. При этом количество субъектов, подлежащих обязательному аудиту, с каждым годом возрастает. По информации Минфина в республике существует более 7000 субъектов, для которых аудит обязателен. Самих аудиторских организаций около 100. При этом, им запрещено открывать дочерние компании.

Аудиторам запрещено быть учредителями другой аудиторской организации. Срок жизнедеятельности аудиторской организации ограничен дееспособным возрастом аудитора, так как его доля в уставном капитале должна составлять 100%. После смерти аудитора наследники не смогут вступить в права наследования, если они не будут аудиторами, т.е. лишены имущества. Такие ограничения установлены только для аудиторов. Можно было бы понять это, если бы эти ограничения были направлены на повышение профессионализма или качества аудитора. Но, они просто ограничивают юридические права аудиторов и организаций. Кроме того, аудиторы лишены права на свободу труда – им запрещена работа по совместительству.

Все эти и другие негативные проявления стали результатом того, что редакция Закона от мая 2006 года активно продвигалась известными не заинтересованными в развитии аудита лицами. Привнесение в аудит чего-либо нового требует определенного навыка и опыта. Ничего этого не оказалось. В таких случаях хорошо удается контроль и манипулирование карательными функциями – исключение из профессиональной организации, аннулирование свидетельства аудитора, представление на лишение лицензии и т.п. В результате, в соответствии с действующим Законом, аудитор может быть, без суда и следствия, лишен свидетельства за невступление в профессиональную организацию или за нарушение Кодекса этики. Примечательно, что это право возлагается на таких же аудиторов. Только после аннулирования свидетельства бывший аудитор может обратиться в суд за защитой государства.

Так называемые международные признания и одобрения ничего не стоят по сравнению с действительной ситуацией, в которую заведены казахстанские аудиторы. Рядовые казахстанские аудиторы выживали самостоятельно, как могли. Только им принадлежит заслуга в том, что аудит в Казахстане еще есть и он еще кем-то признается.
Коллегия аудиторов, начиная с даты образования, т.е. с апреля 2007 года, а ее члены – аудиторы, начиная с 2005 года, старались обратить внимание на предсказуемый результат от принятия майской (2006 г.) редакции Закона. Получилось так, как и ожидалось.

Все перечисленные выше последствия введенной в силу в мае 2006 года редакции Закона РК «Об аудиторской деятельности», были доведены Коллегией аудиторов до сведения участников презентации законопроекта по аудиту, состоявшейся в Мажилисе Парламента РК. Представителями Палаты аудиторов ситуация с аудитом в Казахстане не комментировалась, а внимание было вновь заострено на международном признании деятельности Палаты, прозрачности и заверении в отсутствии коррупционности в деятельности прежней Квалификационной комиссии.

Добавить комментарий